28.10.2013 13:05
Северодвинского Макеева в ЦРУ зазывали «Уральским драконом»
Имя отца отечественной космической отрасли Сергея Павловича Королева известно всем еще со времен СССР. А вот имена его учеников, военных ракетных конструкторов, долгое время держались в строжайшем секрете. В ЦРУ называли Виктора Петровича Макеева "Уральским драконом", не зная его реальной, жутко засекреченной фамилии.
Он родился и ушел из жизни в один и тот же календарный день, 25 октября. За 61 год он успел пройти через три эпохи морского ракетостроения.
Три поколения российского морского баллистического ракетного оружия для построенных в Северодвинске подлодок разработаны при его непосредственном участии и руководстве. До сих пор на основе разработок Макеева и его конструкторского бюро существует морская составляющая ядерной триады России. Именно генерального конструктора Виктора Макеева по праву считают создателем научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения Советского Союза и России.
Его титулам и наградам в свое время мог бы позавидовать любой советский государственный деятель. Доктор технических наук, академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и нескольких Государственных премий. Был Депутатом Совета Национальностей Верховного Совета четырех созывов подряд — между прочим, от горной, абсолютно не морской Таджикской ССР. Ирония советской судьбы…
Талантливый парень мог бы стать и авиационным конструктором, а не ракетным. Если бы не Сергей Королев, который в отличие от других главных конструкторов сам лично подбирал кадры и ревниво следил за судьбой каждого, кого выбирал для своего дела. Он все-таки убедил Макеева пойти в ракетчики… Кстати, свой институтский диплом Виктор Макеев писал по тематике конструктора Вернера фон Брауна, создателя фашистских ракет ФАУ, после войны помогавшего американцам. И уже через несколько лет разработки Макеева превзошли ракеты знаменитого немца…
Лично знавшие его люди рассказывали, что характер Макеева был в чем-то сродни характеру Королева. Та же жесткость и требовательность, природный юмор и полнейшая самоотдача в работе. Макеев был достаточно общительный, простой и очень приветливый человек. Другое дело, что к общению с ним допускали лишь людей проверенных, прошедших фильтры КГБ.
Северодвинский корабел, автор многочисленных публикаций о ракетной технике Леонид Бородихин, по долгу службы лично знавший Виктора Макеева, вспоминает в местной газете такой эпизод. Дело было на испытательном полигоне в Нёноксе под Северодвинском в начале 80-х. Перед первым пуском знаменитой, до сих не имеющей зарубежных аналогов ракеты Р-29Р, с наземного стенда, для отработки технологии погрузки ракеты в шахту подлодки, использовали весовой макет изделия. И вот при погрузке макет сорвался с 14-метровой высоты — стропальщики его плохо закрепили. Если бы это была настоящая ракета — в радиусе полукилометра ничего бы не осталось от взрыва топлива, даже если бы боевой заряд не взорвался.
Время подгоняло, сроки испытаний были под угрозой срыва. И Макеев решил — грузить боевую ракету, снаряженную топливом. Погрузочную команду дрессировали день и ночь. Но матросик-крановщик, запуганный начальством, боялся работать — даже руки дрожали после неудачи. Макеев лично, извините, "отодрал" начальников и при погрузке ракеты встал за спиной матросика прямо в кабине крана: "Спокойно сынок, все в порядке!". И погрузка прошла отлично. Когда об этом узнало еще более высокое начальство, досталось и самому Макееву — генеральный конструктор не имеет права подвергать свою жизнь опасности. Но победителей, как известно, не судят…
Даже на выставку ЭКСПО в Париже, чтобы лично ознакомиться с разными техническими новинками, он ездил под чужой фамилией, под личиной секретаря какого-то дипломата. Посольские удивлялись: а на кой не самому видному посольскому работнику столько охраны? А охраняли-то не посольского сотрудника, а его как бы "секретаря", генерального конструктора Виктора Макеева!
Прозвище, данное ему американцами, так и не сумевшими "расколоть" его настоящее имя — "Уральский дракон" — прижилось и у нас. "Уральский" — потому что главная контора бюро, которое он возглавлял, находилась в Миассе на Южном Урале, далеко от моря. Но своим Макеева считают и в Северодвинске, где строились стратегические атомарины, и в поморском селе Нёнокса, где на специальном "макеевском" полигоне его ракеты испытывались, и вообще на Северном флоте.
Родился Виктор Петрович Макеев 25 октября 1924 года в селе Протопопове (ныне посёлок имени Кирова города Коломны). С 1939 года, еще, по сути, подростком, работал на авиационном заводе в Москве, с 1941 — в эвакуации в Казани — чертёжником, конструктором. Паренек проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряжённого серийного производства самолётов "Пе-2". Учился на вечернем отделении Казанского, потом Московского авиационных институтов, в 1950-м окончил Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана. Инициативного и очень грамотного паренька заметили не только ученые, но и, так сказать, политики того времени.
Активного общественника Виктора Макеева прямо-таки чуть не насильно вырвали из конструкторской среды в "комсомольцы". В 1950–1952 годах он работал инструктором аж самого ЦК ВЛКСМ! Стремительный карьерный рост был ему обеспечен. Если бы Макеева соблазнила тогда перспективная комсомольско-партийная стезя, то еще неизвестно, как бы выглядели современные морские межконтинентальные баллистические ракеты с подводным стартом.
Но Макеев ушел обратно в науку. До 1955 года он работал в ОКБ-1 знаменитого НИИ-88 ведущим конструктором (это в его-то младые годы). И в том же году Виктор Петрович по предложению самого Сергея Королёва был назначен главным конструктором закрытого СКБ-385, разрабатывавшего ракетные комплексы для Военно-Морского Флота. Результат деятельности Виктора Макеева, руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий — это три поколения морских стратегических ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны.
В их числе комплексы с ракетой Р-21 — первой в мире с подводным стартом (1963 год). Р-27 — первой ракетой с заводской заправкой топливом (1968), ставшей наиболее массовой отечественной "подводной" баллистической ракетой. Р-29 — первой морской межконтинентальной ракетой (1974). Р-29Р — первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (1977). Р-39 — первой отечественной твердотопливной ракетой атомных подлодок межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983). И, наконец, Р-29РМ — морской ракетой с подводным стартом, наивысшего в мире энерго-массового совершенства. До сих пор ракета Макеева стоит на вооружении некоторых наших стратегических атомных подлодок.
Ученые отмечают, что отечественная школа морского ракетостроения, создателем и руководителем которой был Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. И до сих пор наработки этой школы никто в мире не превзошел…
Виктор Петрович Макеев покинул этот мир 25 октября 1985 года, как раз в день своего 61-летия. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Но его помнят и будут помнить как человека, сделавшего все, чтобы "холодная война" в свое время не переросла в "горячую"…
Андрей Михайлов, «Правда.Ру», www.pravda.ru
|
|
|
|
|
сообщить об ошибке
|
назад
|
Комментариев: 0 |
|
|
|
|
Островной «тайболизм» на Северной Двине
|
|
В прошедшие выходные в районе деревни Малая Товра Холмогорского района прошел экологический фестиваль «Тайбола. Новые берега». Третья «Тайбола» с берега Белого мора под Северодвинском на этот раз передислоцировалась на 85 километров от Архангельска по М-8. Основное препятствие на пути тайболистов – Северная Двина преодолевалась на удивление легко. Шустрые перевозчики на катерах, которых собирали чуть ли не со всего Холмогорского района, действовали оперативно. Сто рублей – и ты уже на песчаной косе Мариловского острова (из них 60 рублей остаются у самого перевозчика)…
комментариев: 3
|
подробнее
|
|