18+

Сайт архангельской области

забыли пароль  регистрация
Редакция: +7 (939) 799-73-44
8 (8184) 54-93-02
Срочный вызов:
+7 (939) 799-73-44
E-mail: maya@tv29.ru

Народные новости


27.01.2014 17:01

Тайны Северного флота: как советская подлодка «сбежала» в НАТО


Об этой загадочной истории в свое время рассказал автору этих строк известный на Северном флоте человек, капитан I ранга в отставке Владислав Владимирович Солнышкин, бывший начальник штаба соединения атомных подводных лодок Беломорской ВМБ.

Он ушел из жизни на прошлой неделе. Его похоронили в Северодвинске в пятницу, 23 января 2014 года. И пусть эта история о флотской тайне, над которой приоткрыл завесу легендарный подводник, будет ему своеобразной поминальной молитвой… 27 января 1961 года в Баренцевом море бесследно исчезла советская дизельная ракетная подводная лодка С-80 с 68 военными моряками на борту. Это произошло как раз в том морском полигоне боевой подготовки, где почти через 40 лет трагически погибла подлодка «Курск». Когда с лодкой пропала связь, на ее поиски было отправлено сразу четыре эсминца. Потеря была велика: шла холодная война, и в час «Х» корабли этого проекта должны были всплыть у чужих берегов и крылатыми ракетами уничтожить бомбардировщики на взлете. Этому оружию отводилась роль щита в случае нападения на СССР. Если бы новейшие ракеты, которых у НАТО на тот момент не было, попали в руки «вероятного противника», то еще не известно, как бы еще все обернулось… Был найден аварийно-сигнальный буй, который успели выпустить моряки. Но трос, который должен был связывать его с подлодкой, оборвался, и буй свободно носило по штормящему морю. А сама лодка пропала! Через какое-то время в Главном штабе ВМФ СССР понемногу заговорили о такой версии: С-80 попала в плен или сама ушла и сдалась в какую-то из стран НАТО. Сейчас такое представить как минимум странно, но тогда, во времена холодной войны, такое реально могли подумать. Советская подозрительность по привычке, оставшейся со времен Сталина, была прямо-таки легендарной, а «антимилитаристская» пропаганда сверхэффективной. Семьи членов экипажа семь лет не получили пенсий по утере кормильцев, ведь подводники не считались даже пропавшими без вести во время выполнения служебного задания – в штабах даже не смогли придумать, как обозначить в документах исчезнувший вместе с лодкой… 23 июня 1968 года затонувший ракетоносец С-80 был обнаружен спасательным судном ВМФ СССР «Алтай». Подводная лодка лежала на грунте на глубине 196 метров, немного накренившись вправо. Для подъема лодки со дна было выделено специальное судно «Карпаты». В общем, до этого момента версия угона нашей подлодки за рубеж тогда действительно существовала. Об этом пишет в книге «Сталинский «бандит» в Молотовске» известный морской историк из Северодвинска Олег Химаныч . Возникла эта версия так (цитата из книги): «Беседовали с семьями подводников. Понятно, слез там хватало, а вместе с ними выплескивалось и глубоко личное. И вот жена командира лодки, будучи во взвинченном состоянии, бросила: «Да как же вы могли такую лодку ему доверить?! Она, наверное, давно уже за границей!». Многих от этих слов холодный пот прошиб — а что если и впрямь угнали?!». Тем более личность командира С-80 капитана III ранга Анатолия Ситарчика представлялась противоречивой…». Молодой командир Ситарчик действительно казался некоторым сослуживцам несколько эксцентричным. Отец у него в Великую Отечественную был генералом-летчиком, орденоносцем. И Александр Ситарчик, по свидетельствам его сослуживцев, брал в море и выходил на мостик из центрального поста в надводном положении именно в шлеме и кожаных авиационных перчатках отца. Но в тот выход в море он просто забыл свои своеобразный талисманы. А моряки, особенно подводники, народ суеверный, поверьте! Сам служил в подводном флоте много лет… Но возглавлявший комиссию по расследованию гибели лодки С-80 Константин Рокоссовский, пишет Олег Химаныч, тогда почти невзначай обронил фразу: «Не будем плохо думать о погибших», и версию о тайном побеге за рубеж отставили. Затонувшую подводную лодку нашли на глубине 196 метров только через долгих семь лет, и все это время у некоторых военно-морских начальников где-то в подсознании все равно все-таки сидела мысль: а вдруг лодку все-таки угнали? Операция по подъему дизельной подводной лодки С-80 получила название "Глубина". Субмарину отбуксировали в бухту Завалишино под Териберкой. Там спасатели вскрыли рубку и спустились в отсеки. Сомнений не было — часть экипажа после аварии жила на недосягаемой для лодок этого проекта глубине. На борту лодки, когда она отправилась в свое последнее плавание, находилось пятнадцать офицеров, шестнадцать старшин и тридцать семь матросов основного и запасного экипажей. Долгое расследование пришло к выводам, полностью исключившим версию о попытке «угона» лодки за рубеж. Что же произошло? Несколько лет назад Общероссийское интернет-издание «Правда.Ру» попыталось восстановить картину трагедии по появившимся тогда в открытом доступе документам. В создавшейся по воле случая экстремальной ситуации были допущены две трагические ошибки, приведшие в конечном итоге к гибели подводного корабля — не была использована система быстрого продувания аварийно-балластных цистерн и не выполнена команда на дачу хода главными электродвигателями. На лодке произошел взрыв аккумуляторной батареи, она провалилась на запредельную глубину кормой вниз и уткнулась в грунт. Попытки оставшихся в живых 24 членов экипажа покинуть затонувшую подводную лодку в спасательных аппаратах остановила глубина. Так погибли все 68 членов экипажа советской подводной лодки С-80… Когда после вскрытия корпуса лодки внутрь проникла спасательная партия, картина представилась ужасная. Удивительно, но тела погибших хорошо сохранились, многих сослуживцев подводники узнавали в лицо… Правительственная комиссия сделала вывод, что некоторые моряки после аварии прожили на лодке около недели, не имея возможности дать знать о себе и спастись. Но выхода не было, а надежды на спасение таяли вместе с остатками воздуха. Когда дышать стало нечем, подводники надели дыхательные аппараты, но воздуха в них хватило ненадолго. Два матроса, не выдержав удушья, сами свели счеты с жизнью. Тела подводников были преданы земле в общей могиле возле поселка Оленья Губа в Мурманской области. Кадровики провели свой ритуал — сожгли удостоверения погибших мичманов и офицеров. Родственников ждали трагические "подарки": было куплено несколько десятков чемоданов, в которые были положены безымянные тельняшки, бескозырки, книги, письма…. И отправили по Советскому Союзу. И напоследок все-таки главная, на мой взгляд, причина, по которой вообще могла погибнуть лодка. Январь 1961 года был на Баренцевом море очень штормовым и даже ураганным -- в море было лучше не соваться. Соединение, в которое входила С-80, из-за этого не выполнило месячный план выходов в море. В общем, по признанию некоторых ветеранов флота, опубликованным в прессе, лодку тогда буквально «вытолкали» в бушующее море на несколько «недостающих» до плана дней. Мол, погрузятся на глубину – а там качка не чувствуется, выдержат. Увы, так тогда бывало часто… Андрей Михайлов, ИА «Двина-Информ», www.dvinainform.ru

сообщить об ошибке назад
Комментариев: 0


Показаны только последние комментарии. Читать все комментарии.

логин      пароль           регистрация



  сообщи о наркоте

  предложить Новость/видео для БК

Островной «тайболизм» на Северной Двине

В прошедшие выходные в районе деревни Малая Товра Холмогорского района прошел экологический фестиваль «Тайбола. Новые берега». Третья «Тайбола» с берега Белого мора под Северодвинском на этот раз передислоцировалась на 85 километров от Архангельска по М-8. Основное препятствие на пути тайболистов – Северная Двина преодолевалась на удивление легко. Шустрые перевозчики на катерах, которых собирали чуть ли не со всего Холмогорского района, действовали оперативно. Сто рублей – и ты уже на песчаной косе Мариловского острова (из них 60 рублей остаются у самого перевозчика)…

комментариев: 3

подробнее



НАРОДНЫЕ НОВОСТИ

Авария в Северодвинске: КАМАЗ - "Кайен". Поиск очевидцев
Очевидцы ДТП 10 июня в Северодвинске
Северодвинск: рабская работа на батутах
70 лет назад северодвинский Севмаш сдал флоту первый боевой корабль
Сборы областной федерации Киокушинкай Каратэ

ОПРОС
Поддерживаете ли вы повышение зарплат чиновникам в Северодвинске?
Да, они влачат жалкое существование
Да, они станут еще лучше работать
Нет, сколько волка не корми
Надо не зарплаты увеличивать, а чиновников сокращать
Мне от них ни холодно, ни жарко

Посмотреть результаты
Главная
Аналитика
Партийная трибуна
XX век
Абзац
Блоги
Объявления
Рекламодателям
Мы такие
Контакты
Фотогалерея
Информационное агентство "Беломорканал" свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС77-77001 08.11.2019, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: ООО "ТВ29". Главный редактор: Рудалев А.Г. Беломорканал - новостной сайт Архангельской области: новости Северодвинска, новости поморья, происшествия в Архангельске, мэрия Архангельска Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.tv29.ru обязательна. При цитировании информации гиперссылка на www.tv29.ru обязательна. Использование материалов ИА «Беломорканал» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается. 18+
Беломорканал - новостной сайт Архангельской области: новости Северодвинска, новости поморья, происшествия в Архангельске, мэрия Архангельска
Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.tv29.ru обязательна. При цитировании информации гиперссылка на www.tv29.ru обязательна. Использование материалов ИА «Беломорканал» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.