По словам Святейшего, приход — это ворота, через которые в Церковь входят люди неверующие; и для многих наших невоцерковленных соотечественников приход — это зеркало Церкви в целом. В какую атмосферу человек попадает на приходе, найдет ли он на приходе жизнь, радость, активность или, напротив, встретит хаос, недружелюбие, отчужденность, — во многом зависит и его восприятие Церкви.
Святейший привел такой пример: «Недавно мне рассказали о случае в одном из московских приходов. Там совершалась архиерейская Литургия в честь престольного праздника при большом скоплении народа. И вот несколько стоявших в притворе, уважаемые немолодые люди, вдруг совершенно неожиданно услышали грубости со стороны работников храма и местных завсегдатаев-прихожан. Они не дождались ни проповеди, ни окончания Литургии — развернулись и ушли. Те, кто грубостью своею отталкивают вновь пришедших в храм, наносят ущерба больше, чем приносят пользы все наши с вами усилия по организации приходской жизни».
«Приходское "гостеприимство" давно стало притчей во языцех и предметом для множества шуток, — сказал Святейший, — А задумывались ли мы, кто несет ответственность за духовную судьбу тех людей, душам которых такая "встреча" и такое "гостеприимство" нанесло глубокие раны? Тех, кто отшатнулся от храма — хорошо, если на время, — лишь потому, что ему нагрубили, от него отвернулись, мимо него равнодушно прошли? Вина в подобных случаях лежит не только на самих приходских «тетушках», но и на настоятеле, у которого «не находится времени» на заботу об атмосфере, царящей среди его паствы. Я глубоко убежден, что в больших приходах, особенно на праздники, среди народа, там, где и возникают конфликтные ситуации, рядом с церковными ящиками, должны находиться приходские миссионеры. Они должны останавливать эти конфликты немедленно. Они должны останавливать разбушевавшихся тетушек».
|