Напомним, что в начале июня губернатор Игорь Орлов, потребовал от МУП «Водоканал» вернуть 185 млн. рублей, которые правительство области выплатило Европейскому банку реконструкции и развития как гарант по кредиту, полученному «Водоканалом».
Выплачивая в марте этого года 185 млн. рублей ЕБРР Правительство области действовало в полном соответствии с договором, который Архангельская область как гарант по кредиту и Европейский банк реконструкции и развития подписали в 2005 году. При этом договором гарантии прямо предусмотрено: правительство области должно утверждать тарифы на водоснабжение и водоотведение в соответствии с расчетами МУП «Водоканал». А в случае не утверждения такого тарифа - выделять компенсацию, из областного бюджета на покрытие разницы между утвержденным и рассчитанным МУПом. Ни то, ни другое не было сделано, в итоге прямые убытки МУП «Водоканал» от тарифного регулирования, осуществляемого правительством Архангельской области, превысили 700 млн. рублей.
Это привело невозможности в дальнейшем обеспечивать платежи по кредиту ЕБРР. Но этого можно было бы избежать.
Мэрия Архангельска предлагала правительству области предусмотреть средства на выплаты по кредиту – в среднем 11 млн. рублей в квартал. В этом случае ЕБРР продолжил бы финансирование в рамках кредита. На начало 2013 года из 346 млн. рублей было израсходовано только 203 млн. Оставшаяся сумма должна была пойти на завершение строительства кольцевого водовода, ввод в строй которого позволил бы избежать отключений водоснабжения при неисправностях на «тысячнике». Но не государственная и недальновидная политика правительства Архангельской области привела в итоге к приостановке реализации проекта и кольцевой водовод до сих пор не достроен, 143 млн. рублей кредитных средств не использованы.
В итоге в марте этого года правительство области как гарант по кредиту выплатило 185 млн. рублей Европейскому банку. При этом ни на брифинге заместителя губернатора по экономике и финансам Алексея Гришкова, ни на сессии облсобрания, где принимались изменения в бюджет, предусматривающие выделение этой суммы, не шла речь об ее возмещении МУП «Водоканал».
В качестве обеспечения кредита было заложено муниципальное имущество, к которому относятся объекты обеспечения водоснабжения и водоотведения. Обратить на них взыскание правительство области не может, так как закон запрещает продажу с торгов объектов жизнеобеспечения. А отчуждение данного имущества в областную собственность возможно только с добровольного согласия собственника – то есть муниципалитета. Но такое согласие невозможно, поскольку в этом случае будет нарушено единство городской системы водоснабжения и водоотведения. Кроме того, областное правительство не заявляло о своем желании создать государственное предприятие, которое бы занималось водопроводом и канализацией в Архангельске.
Таким образом, налицо нерациональное управленческое решение, которое привело к неэффективному расходованию бюджетных средств: вместо 40 млн. рублей, которые правительство Архангельской области могло предусмотреть в 2012 году в качестве финансовой помощи МУП «Водоканал» для выплат по кредиту ЕБРР, оно заплатило почти в пять раз больше – порядка 200 млн. рублей. Кроме того, остались не использованы 143 млн. рублей кредитных средств, которые должны были пойти на завершение строительства кольцевого водовода. Только прямые финансовые потери от того, что он не введен в эксплуатацию, превышают 100 млн. рублей, не считая ущерба, который приносит каждая авария на «тысячнике», при которой приходится отключать от воды половину города. Такова цена управленческого решения, принятого правительством региона, сообщает пресс-служба мэрии Архангельска.
|