Едва ли перечисленные на совещании проблемы являются единственным тормозом на пути локомотива развития региона. Вряд ли экономика не развивается лишь по причине высоких тарифов на электроэнергию, устранить которые руководство Архангельской области решает за счет смены гарантирующего поставщика. По крайней мере, на совещании не прозвучала какая-либо взвешенная статистика по этому поводу.
Вероятно, главным положительным результатом приезда Путина может стать разрешение местным рыболовецким колхозам ловить навагу в Унской губе, что было запрещено после того, как местная региональная власть бездумно «подмахнула» границы создававшегося национального парка «Онежское Поморье». Изменить их после того, как позднее был издан специальный указ президента о запрете подобных коррекций невозможно. Неподдельное изумление Путина бюрократической путницей (http://kremlin.ru/news/45879), идущей вразрез со здравым смыслом, когда запрещают местный промысел, который насчитывает свыше 500 лет дает основание для надежд на лучшее.
Пример с созданием парка «Онежское Поморье» показывает, что одна из главных проблем региона – качество принятия управленческих решений, отсутствие продуманной кадровой работы, сильных управленцев, способных повести за собой команду профессионалов.
Особо следует отметить хроническое бездействие регионального отделения партии «Единая Россия», оказавшегося неспособным не только более или менее адекватно осмыслить сложившуюся ситуацию, но и ввергшей регион в кадровый хаос губернаторских назначений. Нельзя не признать очевидного: после того как в 2008 году сумевший добиться неплохих экономических результатов – достаточно сказать, что доходы региона в 2004-2008 г.г. выросли более, чем в три раза - губернатор Николай Киселев не был переутвержден в должности Архангельская область начала сдавать позиции уверенного региона-середнячка. Причем главной причиной крутого пике следует признать грубые просчеты в кадровой политике, в итоге согласно последним измерениям, Архангельская область заняла лишь где-то в шестом десятке место по эффективности управления (http://www.pomorcpp.org/insight/?id=5212) с результатом «ниже среднего».
Один лишь конкретный пример: проходивший в конце мая Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) оказался совершенно различным с точки зрения результативности для Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Масштаб и характер подписанных договоренностей совершенно несопоставимы.
По информации пресс-центра правительства Поморья (http://dvinanews.ru/-mtorv1x7), главным итогом прошедшего форума явилось подписание трехстороннего соглашения между Санкт-Петербургским государственным университетом, Архангельской областью, и одним из ее районов - Устьянским. Цель проекта – с помощью академического потенциала одного из лидеров отечественного образования создавать комфортную для проживания среду в одном из муниципальных образований юга региона. Скорее всего, для региональной власти важно показать стремление как-то остановить отток населения из глубинки, а для СпБГУ иметь площадку для стажировок молодых экономистов. С учетом того, что Северный Арктический федеральный университет, открыто претендующий на научно-образовательную монополию в регионе, остался в стороне сложно оценивать такую договоренность как-то однозначно.
Еще одна неоднозначная инициатива – подписание договора о сотрудничестве с ОАО «Россети». С одной стороны, это соглашение действительно связано с необходимостью модернизации сетей в удаленных районах, в частности на Соловках. С другой – на сайте компании среди пресс-релизов отсутствует какое-либо упоминание о соглашении с Архангельской областью (http://www.rosseti.ru/), что, естественно, не лучшим образом характеризует заявленную статусность события.
Создается впечатление, что Игорь Орлов, как будто, забыл о планах по строительству «Белкомура», с которыми еще совсем недавно он связывал надежды на экономическое возрождение (http://rustoria.ru/post/belkomur-zhdet-pogody-u-morya/). А соглашение о сотрудничестве региона с Московским индустриальным банком, которое также рассматривается в качестве одного из основных результатов форума? Ведь оно было достигнуто еще в марте 2014 года, так что его привязка к майскому форуму не вполне очевидна.
На этом фоне дебют Игоря Кошина в качестве и.о. губернатора НАО впечатляет (http://nvinder.ru/article/vypusk-no-53-20112-ot-27-maya-2014-g/3471-soglasheniya-s-beregov-nevy). Во-первых, подписано соглашение с НК «Роснефть» о социально-экономическом развитии региона в рамках реализации проекта Печора СПГ. Иными словами, НАО нашел серьезного партнера для строительства в районе порта Индига завода по производству сжиженного газа, реальнее становится подведение железнодорожной магистрали со стороны Коми (линия Сосногорск- Индига, так называемый «Баренцкомур»), а также газификация сел Нижнепечорья.
Во-вторых, в рамках договора с «Роснефтью» Кошину удалось найти инвестора для ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» и аэродромов НАО, финансируемых в основном за счет окружного бюджета. Но самое главное достижение – главе округа удалось договориться с руководством Минфина РФ о поддержке своей переговорной позиции по соглашению о разграничении полномочий на территории НАО с Архангельской областью. Идея раздела налогов, а не перечисления этих средств в виде дотаций показалась Минфину более адекватной.
Буквально через несколько дней после Санкт-Петербургского форума договор между Архангельской областью и НАО о разграничении полномочий был подписан (http://adm-nao.ru/press/government/2731/). Судя по тому, что расходы на исполнение полномочий Архангельской областью на территории НАО согласно этому договору не снижаются и остаются неизменными на уровне 5 миллиардов рублей, Поморье теряет какую-то часть бюджетных поступлений. Однако, сколько-нибудь подробной информации в пресс-релизе правительства региона, к сожалению, не содержится (http://dvinanews.ru/-v8t6cvht).
Удивительно, но на Петербургском форуме не получила никакого отражения инициатива уранового холдинга ОАО «Атомредметзолото» производить разведку и добычу свинцово-цинковых руд Павловского месторождения на территории Архангельской области (http://rcmm.ru/news/9353.html). Хотя, казалось бы, площадка делового форума, подписание соответствующего соглашения – лучший способ привлечь внимание к столь масштабному проекту и региону, тем более к Новой Земле, где расположено месторождение, входящей в Арктическую зону России.
Не исключено, что губернатор Архангельской области предпочел не презентовать столь значимое событие на Петербургском форуме с тем, чтобы элементарно не сглазить. Однако, это не помешало Орлову, если верить официальному релизу, давать многочисленные интервью телеканалу «Россия сегодня», газете «Санкт-Петербургские ведомости», агентству «Интерфакс» и журналу «Меценат».
Скорее всего, нынешнее руководство региона намерено решать существующие проблемы технократическим путем, изыскивая ресурсы и добиваясь нужных индикаторов и показателей. Однако, для того чтобы вывести регион из застоя требуется комплекс мер – помимо усиления кадровой работы требуется значительная активизация правоохранительных органов, для начала хотя бы в сфере правонарушений, связанных с оборотом леса. Иными словами, технократический подход является заведомо недостаточным.
В целом, проблемы Архангельской области, как, впрочем, и других отдаленных северных территорий имеют эффективные решения лишь при опоре на здравый смысл, заграничный и отечественный опыт, современные методы социального исследования, квалифицированных управленцев и экспертов. Но все это, к сожалению, в Поморье сегодня в дефиците.
Александр АЛЕЙНИКОВ, специально для БК
|